Отражение культового почитания лошади в традиционной культуре народа саха

Археология доказывает своими источниками, что культовое почитание лошади в Центральной Азии и Южной Сибири, т.е. на вероятной древней исторической родине якутов, началось ещё в III – II тысячелетиях до н.э. Известно, что именно в этот исторический период наши далекие предки впервые научились верховой езде и использованию быка и лошади как тягловых животных. В последующую т.н. скифскую эпоху, т.е. в VIII – III вв. до н.э., у наших степных предков, вероятно, возникает монументальное эпическое произведение олонхо. Именно в это время вместе с героическими образами богатырей возникает мифический образ странствующей по вселенной лошади с крыльями. Впоследствии далекие потомки скифских племен – древние якутские племена, вдохнувшие человеческое дыхание и распространившие свою скотоводческую культуру в заснеженных холмах Якутии, вместе со своим величественным эпосом олонхо, сохранили в своей исторической памяти и мифический образ вечного спутника богатырей – верхового коня.

Подобно тому, как брендом современных обеспеченных людей являются дорогие автомобили, у древних богатых якутов верховой конь с богатым убранством был символом их материального благополучия и исключительного места в тогдашнем обществе. О сохранении этой традиции в культуре и быту жителей Кэнтикского наслега иллюстрирует экспонируемые здесь предметы конской сбруи.