Чап уустара

Народ Саха издревле жил в самом суровом климате Земли. Восемь месяцев зимы и 50 – градусные морозы царили зимой на якутской земле. Наши предки, живя в такой суровой природе, занимаясь животноводством и охотой, поклоняясь духу тайги Баай Байанаю и своим многочисленным божествам, сумели выжить, закаленные суровой природой и жизнью. Сноровка якутских мастеров и кузнецов вызывала восхищение первых русских землепроходцев. Наряду со знаменитыми шаманами и олонхосутами кузнецы пользовались у народа заслуженным уважением и почетом. В мифологии их божеством был Кыдай Бахсы. Считалось, что именно под его руководством воспитывались знаменитые кузнецы и получали от них свои секреты. Из простого железного камня под их созидательным трудом расплавляли и получали железо, создавали орудия труда: косу для животновода, топор и ножи для каждой семьи, ружья для охотника, военное оружие для боотуров, чтобы защитить свой род от нападения врагов. Кузнецы, овладевшие тонким ювелирным делом, делали уникальные украшения для женщин и мужчин, украшали свое жилье, одежду, посуду, утварь, конскую сбрую.

Кэнтикский наслег Верхневилюйского улуса издревле в Якутии славился своими мастерами кузнечного и ювелирного дела. Они были известны под названием «Чап уустара» (мастера Чап). Видимо, наибольший рассвет кузнечного дела в этой местности падает на XIX век до 20-х годов  XX века. В этот период заметно увеличение населения Вилюйского региона в целом, развивается животноводство и земледелие: посев зерновых, посадка картофеля и овощей. В это время еще не были распространены заводские и фабричные изделия повседневного быта. Все эти изделия делали местные мастера. В одно время по аласам  Кэнтикского наслега насчитывалось до 44 мастеров. Они делали различные бытовые инструменты из железа, ювелирные изделия из золота и серебра. Изготовляли полный комплект конского снаряжения: седло нарядное, инкрустированное серебром; сбрую и кычым (чепрак), украшенный гравированными серебряными бляшками и бисером; с латунными, медными инкрустированными стременами. Делали ножи, копья, посуду, разные инструменты для обработки древесины, кожи, меха, металла, орудия труда и охоты и многое другое. Даже умели изготовлять железные кремневые ружья -«чуор саа».

Территория Кэнтикского наслега расположена на низовьях устья речки Тонго, которая впадает в реку Вилюй. На этом участке речки Тонго и близлежащих берегов Вилюя от ее устья имеются богатые залежи железной руды, а пески имеют россыпи золота. На это нередко обращали свое внимание служилые люди и временами приезжавшие путешественники. В одном архивном документе говорится: «От устья Мархидо урочища Кэнтик берега Вилюя усыпаны различными породами железных руд (бурый железняк, сферосидерит), богатых содержанием железа, служащего местному населению для различных домашних поделок». Прежде всего, этим объясняется зарождение здесь кузнечного и ювелирного дела. Из выступающего на поверхности земли камня сферосидерита, получали до 33% чистейшего железа, а при ковке – стали, так называемую железную болванку – крицу.

 

«Мастера Чап» свои секреты и мастерство передавали из поколения в поколение, старые мастера обучали своему ремеслу молодых. Это обычно происходило по линии родства и наследства. Таким образом, традиции ремесел и мастерство кузнецов и ювелиров старшего поколения не   прерывались, а находили продолжение в их потомках, распространяясь и развиваясь в их уникальном творчестве.

В советское время древнее замечательное ремесло «мастеров Чап» пришло в упадок. Этому послужили  объективные и субъективные причины. Во — первых, в быт народа массово внедрились заводские и фабричные изделия и предметы, которые оттеснили кустарные изделия местных мастеров. Это, прежде всего, касается изделий хозяйственного обихода из металла, деревянной, берестяной посуды, домашней утвари и мебели. Например, конское снаряжение, большинство охотничьих снастей, кузнечных, столярных инструментов и многое другое. Что касается ювелирных изделий, то кустарное единоличное их изготовление было строго запрещено властями и преследовалось, даже было уголовно наказуемым. Старые мастера уходили в небытие, унося с собой свои секреты технологии, не передавая навыки новому поколению. В колхозах трудились по 2-3 мастера на ремонт и изготовление нехитрых железных орудий труда заводского производства. Наиболее известными из последних мастеров являются Аммаев Алексей Прокопьевич, кавалер ордена «Трудового Красного знамени», Таркаев Савва Николаевич, Тумусов Сысой Степанович. После их смерти и ликвидаций совхозов ремесло мастеров заглохло.

В настоящее время, начиная с 90-х годов, в связи с политикой национального возрождения, их дети и внуки стали возвращаться к народным ремеслам отцов и дедов.

Начиная с 2011 года в Кэнтикской средней школе действует школьный лагерь «Уус». В этом лагере школьники изучают историю кузнечного дела и металлургии народов Республики Саха (Якутия) на примере мастеров рода «Чап». Получают навыки кузнечного дела под руководством Константинова Павла Антоновича внука Таркаева Саввы Николаевича – Таркай Уус в кузнице Павла Антоновича и в мастерской средней школы.

Проводятся многодневные походы по территории наслега, где стояли кузни и плавильные печи кузнецов.

      

Под руководством учителя культуры народов РС (Я) Алексеева Василия Ивановича изучают старинный метод плавки железной руды и получения крицы. Василий Иванович является начальником лагеря «Уус». Несколько раз сделали пробные плавки железной руды. Полученное железо хранится в экспозиции музея.

     

 

Работа лагеря непосредственно связана с работой музея. Руководители и участники лагеря изучают материалы хранящиеся в архиве музея, используют их в своей работе.

          

       

  

Ссылка на интервью Константинова П. А. газете «Ил Тумэн»:

Тимири ыллатар Байбал Көстөкүүнэп

Генеалогическое дерево кузнецов из рода Чап

(взято из книги А.П. Мачахова «Чап уустара»)