Чап уустара

Народ Саха издревле жил в самом суровом климате Земли. Восемь месяцев зимы и 50 – градусные морозы царили зимой на якутской земле. Наши предки, живя в такой суровой природе, занимаясь животноводством и охотой, поклоняясь духу тайги Баай Байанаю и своим многочисленным божествам, сумели выжить, эакаленные суровой природой и жизнью. Сноровка якутских мастеров и кузнецов вызывала восхищение первых русских землепроходцев. Наряду со знаменитыми шаманами и олонхосутами кузнецы пользовались у народа заслуженным уважением и почетом. В мифологии их божеством был Кыдай Бахсы. Считалось, что именно под его руководством воспитывались знаменитые кузнецы и получали от них свои секреты. Из простого железного камня под их созидательным трудом расплавляли и получали железо, создавали орудия труда: косу для животновода, топор и ножи для каждой семьи, ружья для охотника, военное оружие для боотуров, чтобы защитить свой род от нападения врагов. Кузнецы, овладевшие тонким ювелирным делом, делали уникальные украшения для женщин и мужчин, украшали свое жилье, одежду, посуду, утварь, конскую сбрую.

Кэнтикский наслег Верхневилюйского улуса издревле в Якутии славился своими мастерами кузнечного и ювелирного дела. Они были известны под названием «Чап уустара» (мастера Чап). Видимо, наибольший рассвет кузнечного дела в этой местности падает на XIX век до 20-х годов  XX века. В этот период заметно увеличение населения Вилюйского региона в целом, развивается животноводство и земледелие: посев зерновых, посадка картофеля и овощей. В это время еще не были распространены заводские и фабричные изделия повседневного быта. Все эти изделия делали местные мастера. В одно время по аласам  Кэнтикского наслега насчитывалось до 44 мастеров. Они делали различные бытовые инструменты из железа, ювелирные изделия из золота и серебра. Изготовляли полный комплект конского снаряжения: седло нарядное, инкрустированное серебром; сбрую и кычым (чепрак), украшенный гравированными серебряными бляшками и бисером; с латунными, медными инкрустированными стременами. Делали ножи, копья, посуду, разные инструменты для обработки древесины, кожи, меха, металла, орудия труда и охоты и многое другое. Даже умели изготовлять железные кремневые ружья -«чуор саа».

Территория Кэнтикского наслега расположена на низовьях устья речки Тонго, которая впадает в реку Вилюй. На этом участке речки Тонго и близлежащих берегов Вилюя от ее устья имеются богатые залежи железной руды, а пески имеют россыпи золота. Прежде всего, этим объясняется зарождения здесь испокон веков кузнечного и ювелирного дела. Из выступающих на поверхности земли камня сферосидерита получали до 33% чистейшего железа, а при ковке – стали, так называемую железную болванку – крицу.

«Мастера Чап» свои секреты и мастерство передавали из поколения в поколение, старые мастера обучали своему ремеслу молодых. Это обычно происходило по линии родства и наследства. Таким образом, традиции ремесел и мастерство кузнецов и ювелиров старшего поколения не   прерывались, а находили продолжение в их потомках, распространяясь и развиваясь в их уникальном творчестве.

В советское время древнее замечательное ремесло «мастеров Чап» пришло в упадок. Этому послужили  объективные и субъективные причины. Во — первых, в быт народа массово внедрились заводские и фабричные изделия и предметы, которые оттеснили кустарные изделия местных мастеров. Это, прежде всего, касается изделий хозяйственного обихода из металла, деревянной, берестяной посуды, домашней утвари и мебели. Например, конское снаряжение, большинство охотничьих снастей, кузнечных, столярных инструментов и многое другое. Что касается ювелирных изделий, то кустарное единоличное их изготовление было строго запрещено властями и преследовалось, даже было уголовно наказуемым. Старые мастера уходили в небытие, унося с собой свои секреты технологии, не передавая навыки новому поколению. В колхозах трудились по 2-3 мастера на ремонт и изготовление нехитрых железных орудий труда заводского производства. Наиболее известными из последних мастеров являются Аммаев Алексей Прокопьевич, кавалер ордена «Трудового Красного знамени», Таркаев Савва Николаевич, Тумусов Сысой Степанович. После их смерти и ликвидаций совхозов ремесло мастеров заглохло.