Художественная коллекция

Картины Тимофея Степанова

Степанов Тимофей Андреевич —  народный художник Якутии, живописец, реставратор. Родился 22 ноября 1943 года в поселке Кюндяя Сунтарского улуса. Окончил Якутское художественное училище, затем в  1977 году окончил реставрационное отделение факультета живописи Ленинградского художественного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Работал художником-реставратором в Национальном художественном музее Республики Саха (Якутия). В 1995 году стал заведующим реставрационной мастерской музея. Автор более двухсот полотен, посвященных национальной и мировой культуре, героическому эпосу олонхо, истории, фольклору и религиозным мировоззрениям якутского народа.

В картинах Тимофея Степанова показана широкая панорама развития металлургического производства самых северных в мире тюрков – якутов, наиболее ранние истоки которого, уходят в эпоху раннего железа. А более позднее развитие отражено изображением процесса выплавки железа у кузнецов рода Чап. Якутское металлургическое и кузнечное дело вдохновенно воспето в величественном эпическом произведении древних якутов – олонхо. В нем кузнецы обслуживают обитателей всех трех миров. Но больше покровительствуют людям срединной земли. Кудай Бахсы, который в мифологической иерархии считается третьим сыном главного бога якутского пантеона Юрюнг Айыы Тойона, является духом-создателем великих кузнецов и шаманов (Улуу Уус уонна Улуу Ойуун терде). Юрюнг Айыы Тойон поселил Кудай Бахсы на границе среднего и нижнего миров. И наделил его колдовской силой и волшебным искусством.

В 1999 году во время празднования 100 – летнего юбилея Кэнтикского наслега народный депутат государственного собрания «Ил тумэн» Республики Саха (Якутия) Тумусов Федот Семенович и представители общества «Кэнтик» города Якутска во главе с председателем общества Тумусова Платона Терентьевича преподнесли в подарок населению села серию картин «Кузнецы» народного художника Республики Саха (Якутия) Тимофея Степанова. Картины были размещены в здании Кэнтикской средней школы.

В серии картин «Кузнецы» имеется 11 картин. На первой картине нарисован момент получения тотемным животным, здесь нарисован ворон, от рук Кудай Бахсы, покровителя кузнецов и металлургов, Духа кузнеца заложенный в камне «Сата тааhа». Вторая картина показывает тотемного животного ворона высиживающего в гнезде Дух кузнеца на Священном дереве, стоящего на границе двух миров Нижнего и Срединного. В это время человек, будущий кузнец, живущий на Серединном мире заболевает странной болезнью. Третья картина показывает момент закаливания кузнеца (кромсание). Помощники Кудай Бахсы закаливают тело кузнеца разобрав по частям, окуная в Мертвую и в Живую воду, чтоб кузнец стал крепче телом и духом. На четвертой картине изображен обряд посвящения кузнеца. Старые кузнецы вручают новоявленному кузнецу «Суохапчы» с девятью дырками, что означает рождение Великого кузнеца. Пятая картина показывает заготовку древесного угля, а вдалеке видна плавильная печь, где с помощью полученного угля выплавляется железная руда и получается крица. На шестой картине нарисованы инструменты и орудия труда выкованные кузнецом. Здесь показаны инструменты для обработки дерева, земли и снаряжение воинов «Боотуров». Талантливые люди талантливы во всем. Седьмая картина показывает внутреннее убранство берестяной юрты «Мо5ол ураhа». Сделанные умелыми руками мастериц берестяные изделия, разнообразная посуда из бересты. На восьмой картине нарисован якутский балаган с домашней утварью, которая сделана из дерева. Показано разнообразие деревянной посуды. На девятой картине изображена национальная одежда якутов сшитая умелыми руками народных мастериц. Десятая картина показывает разнообразие украшений из серебра и золота якутского народа. Якутские ювелиры славились во все времена. Якуты любят украшать своих женщин и лошадей, поэтому здесь нарисованы женские украшения и конская упряжь. И на последней картине нарисованы национальные музыкальные инструменты народа Саха и девочка играющая на хомусе (варгане).

Данные по описанию экспонатов взяты из журнала «Опись экспонатов основного фонда историко-этнографического музея «Чап уустара»

Носители древнего священного ремесла. Известные кузнецы.

Картины Васильева П. С.

Кузнечное дело в своей узкопрофессиональной среде пользовалось особым уважением. Местных металлургов также почитало население не только вилюйского региона, но даже таких далеких территорий, как бассейн реки Оленек, на территории которого за последние десятилетия раскопаны погребальные памятники северных якутов-оленеводов 18 – 19 вв. с содержанием большого количества предметов из первоклассного железа. Не исключена возможность, что изделия кузнецов рода Чап в процессе освоения русскими землепроходцами Русской Америки могли попасть и на территорию Аляски и тихоокеанского побережья США. Их туда могли занести постоянные спутники русских казаков – древние якутские путешественники.

В памяти народной сохранился образ знаменитого кузнеца рода Чап Иннокентия Васильева – Бэллэ Эңиэнтэй, одного из пяти сыновей также известного мастера Баахтыыр Уус. Его братьев звали: Сэрбэкэ Уус, Кэтэрэй Уус, Чочоох Уус и Аттаакы Уус. Бэллэ Эңиэнтэй привил навыки кузнечного искусства своим сыновьям — Трофиму, Руфу, Федору, Андрею и зятю Трофиму Чымыеву.

Заслуживают быть специально отмеченными потомственные кузнецы рода Чап, деятельность которых проходила в годы советской власти. Так, Алексей Прокопьевич Аммаев был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А Савва Николаевич Таркаев, как кузнец-рационализатор, участвовал во Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ). Им были изобретены: локомобильная электромоторная мельница, буры для тракторов, первый электрический сепаратор для сливок, стогометатель для гусеничных тракторов, двухсанный стоговоз для тракторов, станок для возделывания рассады, разные станки, инструменты для ремонта машин, тракторов и.т.д.

Талантливым рационализатором также был Василий Сысоевич Петров – изобретатель самоходной сенокосилки.

Картины Бойтунова Т.А.

Тохман Афанасьевич имеет высшее художественное образование, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.  Картина «Мамонты» 157х120 сантиметров, картон, масло. Картина «Шерстистый носорог» 120х110 сантиметров, картон, масло с инкрустированным черепом носорога. Картина «Мускусный бык» 120х110 сантиметров, картон, масло с инкрустированным черепом мускусного быка. Все картины написаны в 1992 году.  Картины  находятся в палеонтологическом отделе,  под картинами расположены кости ископаемых животных. Написал картину «Обугэлэр ыhыахтара» 120х120 сантиметров, картон, масло. 1993 год.