Охота и рыбалка

Традиционная охота, рыболовство и собирательство

У древних верхневилюйцев существовал типично эвенкийский способ охоты на копытных и пушных зверей, а также на боровую и водоплавающую птицу.

На сохатых осенью во время гона охотились с помощью специально выдрессированных собак. Весной по насту лосей гоняли на лыжах, оббитых камусом (туут).

На севере улуса успешно охотились на диких оленей. В охоте на них использовались типично эвенкийские приемы: с помощью оленя-манщика, гоном по насту и скрадом. Мигрирующих северных оленей поджидали на речных переправах и поражали копьями.

В охоте на крупных млекопитающих и мелких зверей широко использовались самострелы. Зайцев, боровую и водоплавающую птицу ловили силками и петлями из конского волоса. При скрадывании к водоплавающей птице использовались специально выдрессированные быки и лошади.

Вероятно, под влиянием русских промышленников, на медведя, рысь и росомаху ставили западни, а на лису, песца и зайца – пасти.

В древности основным орудием охоты был лук с разными типами стрел. Фитильные и нарезные ружья (берданки) получили распространение в нашем крае только в 19 столетии. 

Осенью, как только лед станет на озерах, начиналась коллективная добыча карасей с помощью больших волосяных неводов – мунха. Такая рыболовная техника, требующая специальной подготовки только от ограниченного круга лиц, была доступна для большого коллектива людей и при удаче приносила немалый улов.

Весенний подледный лов карасей и гольяна с помощью сачка с длинной ручкой (куйуур) также был крупным подспорьем для хозяйства.

Весной, как только растает снег, озерную рыбу ловили волосяными сетями, мордами и вершами. Летом и осенью ловили речную рыбу, перегораживая мелкие речки разного рода «заборами» и «заколами».

В летнюю жару карасей ловили способом «маары», т.е. шумной греблей загоняли их в заранее расставленные сети.

Я.И. Линденау отметил способность якутов 18 века консервировать мелкую рыбу (гольян) в специально предназначенных для этого кожаных сосудах – турсуках. Такая кислая рыба называлась «лыыба». Вареную мелко натертую рыбу смешивали с растением, названным у автора «корень прыщинца», и оставляли скисать всю осень. Этот способ сохранения рыбы назывался «сыма».

Тогда люди занимались вялением и копчением рыбы. Полученный таким образом порошок из сушеных карасей назывался «барча». Мелкую сушеную рыбу называли «хохту» или «дьалтах». Из крупной речной рыбы изготовляли юколу.

Люди того времени успешно занимались и собирательством. Среди его продуктов на первом месте, несомненно, стояла сосновая заболонь, массовая заготовка которой производилась в июне, называемом у якутов «бэс ыйа» — «месяц сосны». Но сосновую заболонь иногда собирали и в апреле. Она размалывалась в деревянной ступке, превращаясь в своеобразную муку. Сосновая заболонь варилась вперемежку с прокисшим молоком – «тар» и мелкой рыбой. Такая похлебка называлась «бэс үөрэ» и являлась постоянной пищей бедноты.

В местах, где не росла сосна, идентичным образом использовалась в пище лиственничная заболонь.

Также собирали коренья и луковицы. Из кореньев в широком употреблении были корневища сусака – «унньуула». Его сбором занимались осенью. После помола она также превращалась в муку. Один пуд этого продукта в середине 19 века стоил столько же, сколько и пуд пшеницы.

Из луковиц наиболее широко употреблялись лилия даурская и лилия розовая. Лилия даурская – сарана – росла по всей Якутии и в 17 веке пользовалась доброй славой не только у якутов, но и у русских казаков.

В качестве приправы для пищи собирались щавель, дудник, лапчатка гусиная, хрен, ревень, плоды подорожника, иван-чай, чернобыльник.

Как заменители чая собирались весенняя трава лапчатки, тонкие наросты на березе, лесная трава – кукушкин башмачок и другие.

Серьезное внимание также уделялось сбору ягод: брусники, голубики, толокнянки, черной и красной смородины, земляники, княженики, шиповника.

Рыбалка

Охота