Формы хозяйственных сооружений, домашняя и культовая утварь

Преобладающим типом населенного пункта у древних якутов являлся так называемый ыал, состоящий из нескольких рядом расположенных юрт. Наибольшей оживленностью и многолюдностью отличались летники (сайылык), составляющие из 5-10 и более юрт.

Подобно своим далеким степным предкам эпох бронзы, раннего железа и средневековья, древние верхневилюйцы также имели зимние и летние поселения. Из них наиболее капитальными были зимники (кыстык). Более легкими были хозяйственные сооружения летников.

Зимнее жилище – балаган представляло собой довольно сложное архитектурное сооружение с выходом на восток, по форме напоминающее усеченную четырехгранную пирамиду. Летом стены балаганов обмазывались слоем глины, зимой – коровьим навозом.

В северо-восточном углу балагана находился глиняный камин – камелёк. Зимой эта неэкономичная печь беспрерывно топилась большую часть сутки.

Перед каждым балаганом стоял вкопанный в землю деревянный столб-коновязь – сэргэ. Его размеры и украшения должны были соответствовать материальному положению хозяина.

Летние жилища отличались разнообразием. Наряду с обычным балаганом, существовали легкие переносные берестяные жилища – урасы. Покрытием таких ураса служила береста, нередко орнаментированная.

Бесскотные рыболовы, известные в преданиях как «буор балыксыттар», летом сооружали для себя временные жилища – холомо. Каркасом для него служили прислоненные верхушками к друг другу деревянные жерди, поверх которых накладывался дерн.

Во время сеноуборки быстро сооружались временные жилища – шалаши, покрытые травой.

Для приема и хранения большого разнообразия пищи якуты располагали набором посуды из разного материала.

Большое число сосудов для хранения молочных продуктов – ведра, чабычахи и туески, миски, кружки и другие сшивались из бересты. С поразительным умением в выделке предметов утилитарного назначения тогда использовали разные породы деревьев – лиственницу, березу, сосну и ель. В якутских захоронениях XVIII века деревянная посуда является одной из массовых находок.

Из довольно большого разнообразия этих изделий совершенно обособленное место принадлежит якутским деревянным кубкам для питья кумыса – чоронам. Из них изяществом форм и богатством орнаментации отличаются два типа. Первый из них представлен кубковидным сосудом на коническом поддоне. О том, что такая посуда не могда иметь тогда утилитарного назначения, говорит её неустойчивость. Более устойчивую форму имел другой тип кумысных сосудов, опирающийся на трех ножках, оформленных в виде лошадиных копыт.

Существовала и другая разновидность сосудов для питья кумыса – матаарчах. Они имели бочонковидную форму и миниатюрные размеры.

Изящно орнаментировалась и другая кумысная утварь: рукоятки черпаков, мутовка и вставка для неё – көңкөлөй.

Из дерева также вырезались многочисленные чашевидные сосуды разных размеров, часть которых служила личной посудой. Из того же материала изготовлялись наиболее необходимые кухонные атрибуты – черпаки (хамыйах) и ложки.

Население XVII – XVIII веков располагало и железными клепаными котлами, встречающимися преимущественно в мужских могилах. Это говорит об их основном походном назначении. Но в погребениях этого времени чаще встречаются медные котлы, которые из-за сравнительной легкости, долговечности службы и способности к заклепке, тогда очень ценились.

Для хранения молочных продуктов и варки пищи использовалась небрежно формованная посуда.

Невысокое качество глиняных сосудов объясняется, по-видимому, широким распространением в это время металлической, кожаной, деревянной и берестяной посуды.